Духовность и религиозность. Что общего? В чем разница? - ОтветьМне.ру

Зарегистрироваться сейчас

Авторизация

Забыл пароль

Lost your password? Please enter your email address. You will receive a link and will create a new password via email.

Авторизация

Зарегистрироваться сейчас

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit.Morbi adipiscing gravdio, sit amet suscipit risus ultrices eu.Fusce viverra neque at purus laoreet consequa.Vivamus vulputate posuere nisl quis consequat.

Духовность и религиозность. Что общего? В чем разница?

Духовность и религиозность: есть ли что общего между ними? и в чем разница?


olga-olga alway­s

Однажды Ошо Шри Раджниш сказал (был такой очень любимый у американских хиппи индийский проповедник), отвечая именно на ваш вопрос:

на одном берегу реки стоит человек, а на другом обитает Бог. И достичь Бога- это и есть духовность. Но достичь его можно вплавь, можно на плоту, на лодке, на воздушном шаре и даже сделав подземный тоннель.

Но существуют религии. Это огромные, удобные, широкие и красивые мосты от человека к Богу через реку.

Многие так бывают потрясены красотой моста, что всю жизнь остаются стоять на мосту, а думают, что достигли Бога.

Эта притча запала мне в душу смолоду, когда Раджниша мы читали только в перепечатках Самиздата.

Лучше ответить уже не выйдет.

Осталось только прояснить два термина: духовность и религиозность.

Духовность- это стремление духа к своему высшему началу.

Верующий человек скажет, что к Богу, неверующий скажет, что к полному самопознанию.

Древние йоги еще дополнят, что наше высшее тело называется "атман", это всегда часть всеобщего атмана, и как часть она стремится соединиться в целое.

Теперь религиозность. Это безусловно признание какой-то религии в своей жизни как основного Мировоззрения. А вместе с ней признание всех заблуждений и всех высших сторон этой религии. Религиозность - это следование к Богу путем точно предписанных обрядов.

Иногда религиозность так зацикливается на обрядности, что перестает замечать главный посыл своей же религии. Об этом есть пронзительный, переворачивающий душу рассказ, который читает Светлана Копылова. В нем представлены два священника. Один образованный, другой -не очень. И суть религиозности каждого из них. А затем как выясняется и духовности. Я рекомендую его послушать.

Всем, кто прослушает внимательно, я уже гарантирую ступеньку духовности вне зависимости от вероисповедания либо атеизма.

Поэтому различие духовности и религиозности заключается в маршруте вашего пути к Самопознанию и Богу. Присоединитесь к какому-то большому паломничеству и идите по-маленьку.

Или идите в одиночку на свой страх и риск, если чувствуете, что нечто внутри вас ведет вас по нужной дороге.

Заблудиться можно как на этом одиноком Пути, так и стоя на мосту. Выбор всегда остается за человеком.


Азъ есмь

Духовность должна по наитию проистекать от религиозности. Этому учат все писания и проповеди и все остальные догматы. Но не все следуют этой самой духовности. Даже если показывают свою религиозность. Религиозность- это физическая видимость всего видимого, и духовности, в том числе . Можно быть активным фанатиком какой - то религии. Показывать свою религиозность всем и везде где только это можно. Говорить, ходить, учить и делать некоторые дела. Но не все духовные, как надо. Они думают что они духовные. Однако это может быть заблуждением и "впадением в прелесть". "Впадениев прелесть" - это означает быть в заблуждении и обмане. Человеку кажется что он достиг духовных высот и прочего.

Если разобрать по составляющим слово "духовность" , то там смысл и значение слова-тамэто от духа. А религиозность- это нечто физическое, на физическом уровне. Так что религиозность- это не всегда духовность. Хотя подразумевает её.


perol­a barro­ca

Почему-то кажется, что такие понятия, как "духовность" и "религиозность" можно только - противопоставить друг другу...

И если под религией мы понимаем какую-то форму и обряды, а под верой - уже личную убеждённость и личное общение с Богом, (безо всяких посредников!), тогда (образно говоря), "религиозность" - это форма, а "духовность" - уже содержание. Поэтому,"религиозный человек" и "верующий человек" - это совсем не одно и то же, хотя общие черты у них присутствуют, и можно быть вполне "духовным" и при этом совсем не "религиозным"! (Но от "духовности" до "религиозности" совсем немного - один шаг...)

А согласно культурологическим понятиям, "духовность" (она же духовная культура), включает в себя многие сферы, куда (помимо религии), должны бы входить все области наук о природе и обществе, включая литературу, поэзию, искусство (сценическое, живопись, музыка, скульптура, кино), а также право, мораль, правила и нормы поведения, этикет, язык, традиции, обычаи, обряды,церемонии, символы и др. И где само понятие "духовность" представляется мне - самосовершенствовани­ем на эмоциональном уровне, где подразумеваются - да, универсальные ценности, но - не испорченные религиозными догмами! Отличаясь от "религиозности" тем, что источником последней является внешний мир в виде предписаний и традиций, тогда как источником подлинной "духовности" всегда есть (и будет) - уникальный внутренний опыт человека с его поиском истины (пусть вне религий), и стремлением ко внутренний (и вообще!) гармонии (когда источник и силы и вдохновения - в себе!), позитивный настрой и миролюбие. "Духовный человек" не будет различать людей по вероисповеданию, (расовому признаку, сексуальной ориентации), ему важно -отношение человека к миру и окружающим.

"Духовный человек", это тот, кто:

постоянно пребывает в состоянии любви и гармонии к окружающему миру, к людям, природе, смиренно и спокойно принимает все испытания судьбы.
ежедневными своими делами стремится закрепить свой внутренний свет, а его поведение соответствует Золотому правилу: "Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы люди относились к тебе". Аура его чиста и он, (как правило), ничем не болеет. Он не является грешником, да и рабом тоже не является (по определению...)

А будучи подобием Бога, человек и не может быть его рабом, (это оскорбило бы - Создателя!) А значит сам Всевышний желал, чтобы люди ровнялись на него. И никакие поклоны (знамения, культы, обряды, символы и атрибуты) не сделают человека ближе - к божественному, а только доброта, творчество и открытость новому и способны приблизить человека к воплощению божественного замысла. Только так человек и сможет стать - достойным Творца.

Вот и получается, что "духовность", фактически, основывается на очень простой заповеди: "Возлюби ближнего твоего, как самого себя", следовательно, "духовность" - это близость человека к Богу, живое и постоянное общение - с Богом, а вовсе не количество лет Вашей христианской жизни...

А поскольку, религиозный человек во главу угла ставит культ, традиции и догмы, он и раб - догм! А будучи рабом, он уже не в состоянии воплощать божественный замысел, приближаясь к духовным идеалам, (а Бог создал людей по образу и подобию своему!) Откуда и вытекает, что "религиозность" - это уже отсутствие всяких отношений с Богом, (если в прошлом и были), или простой формализм, так как приверженность к конкретной религии (с выполнением религиозных обрядов, ношением особой одежды, заучиванием священных текстов и многое другое), фактически, уже будет просто основываться на... правилах поведения и дресс-коде.

Значит, и получается, что "духовный человек" - гораздо ближе к божественному идеалу, чем "религиозный"...

Но и "духовное" и "религиозное" тоже может быть разным.

И может присутствовать "религиозность", но не быть "духовности" (настоящей). Или "духовность" может быть отрицательной, как, например, любая деятельность, направленная на самоутверждение, (а в религии многое направлено на самоутверждение!), и где даже пресловутое "освобождение от греховности" часто оборачивается приобретением фанатизма, а вовсе не обретением "духовности"... Что и проявляется в рассудочном контроле поведения, в борьбе с нарушителями канонов (невозможно быть религиозным, и одновременно добрым к несоблюдению канонов веры, так как невозможно быть плохим человеком и "духовным" - одновременно!), а значит - в страхе перед Богом и людьми, а отсюда и - отсутствие (уже) духовного поиска. Между тем, представители Церквей преднамеренно искажают понятие "духовности", усиленно сводя её только лишь, к - "религиозности".

Из всего сказанного следует, что: "духовность" должна быть присуща всем культурным людям (в том числе и верующим!), а "религиозность" - только верующим.


fima

sapient,

источник духовности - высшие миры и высшие силы.

Духовность не нуждается ни в какой религии в принципе.

Дух жив сам по себе и порождает всяческую жизнь.

Язык духа - космический язык, он не сводим на земные слова, а представляет собой трансценденцию, те.

запредельность для ума.

Религии дарованы были Творцом народам мира

для облегчения пути к Нему.

Но иерархам вер угодно было

мирским святое подменить - понятно почему :

желалось власти им земной - они взамен огня любви живой

подсунули доверчивым и верящим догматы : вы, мол, грешны, а мы вот - святы.

Религиозность - это мишура поверхностного исполнения обряда,

чисто на публику игра, духовности ей в принципе не надо.

Религия - это всего лишь эгрегор, междусобойчик,

Так много говорилось это, но не понятно многим до сих пор? И, между прочим,

любая корпорация или контора

имеет тоже собственные правила и нормы :

но нам не говорят, что групповщина, корпоративизм - духовности опора.

Так и претензии религий на духовность - не то что спорны,

а безосновательны. В ближайшие десятилетия наступит обязательно

реальной, нерелигиозной, истинной духовности прорыв, неведения будут сброшены вериги.

Это и будет finita la comedia религий.


Силев­ановн­а

Спасибо автору за интересный вопрос!

Духовность и религиозность: есть ли что общего между ними? и в чем разница?

Я начну с духовности.

Духовность – это внутренняя ценность каждого человека: гармоничность и созвучие с самим собой. Это самовыражение к окружающему миру. Духовный человек делает добрые дела и несёт позитивные эмоции в наш мир.

Вывод: духовность и зло не совместимы.

Религиозность – это принадлежность человека к какой – то определённой религии. Здесь человек чтобы выразить себя соблюдает определённые правила: соблюдает каноны, носит определенную одежду, проводит обряды и так далее…Многие секты основаны на этом.

Вывод: религиозность – это раб традиций и обрядов.

Это два разных пути.

А теперь мой ответ автору вопроса: «Духовность и религиозность: есть ли что общего между ними? и в чем разница?»

Духовность намного ближе к воплощению замыслов Божьих. Ею руководит доброта без жестокости.


Londr­inne

Несмотря на то, что церковь учит человека нравственности и праведности, считать духовными исключительно верующих людей неправильно.

Нравственным человеком можно быть и без оглядки на "спасение после смерти", а здесь и сейчас. Можно быть светским гуманистом, делать добрые дела, работать на благо страны и других людей, ничего не ожидая в ответ.

Есть "жизнь духа". Это - общественно полезная деятельность, культуртреггество и т.д. Потребность делиться своими знаниями, открытиями и достижениями с людьми. Для духовного порыва необходим постоянный интерес к жизни и различным её аспектам. Любовь к жизни, к людям, к окружающему миру.

Есть сугубо прагматичное, эгоистическое существование. Такой человек может быть и религиозным! Но он и в религии будет искать выгоду для себя. Тогда пресловутое "спасение" может быть его главной мотивацией, дабы оставаться нравственным и сдерживать какие-то его негативные, злые поступки.


N E

Если кратко, то религия-это жесткие рамки,догмы. Отказ от своей "тени". Духовность же не имеет религий и человеку не обязательно соблюдать религиозные каноны,чтоб быть духовным. Существуют общечеловеческие законы и любой духовно развитый и развивающийся человек по ним старается жить. Так я понимаю религию и духовность. Для меня это разные понятия. А общее-это конечно забота о душе.


Амат Титан

Духовность это одна из форм существования называемая еще гуной саттвой. Есть еще тамас как невежество и раджас как страсть. Сочетание гун определяет дхарму существа. С точки зрения сансары дхармы равнозначны, то есть духовный человек у которого преобладает саттвическая гуна как часть проявленного поля материи ничем не отличается от проявленного в этом поле рабочего человека - шудра или коровы. Для самого существа разница есть хотя и там и там страдание. Брахман страдает интеллектуально и духовно, а шудра страдает телом. Наш мир один из типов миров-бардо как поле-мысль бога которое меняется-кипит на его усмотрение. Существуют более благостные "зонтики-слои" вселенной где нет смерти, а значит нет и сансары, потому для нашего мира в сансарическом перерождении смерть уравнивает все дхармы. Духовный человек обладает знанием как избавиться от сансары, а религиозный человек часто не знает и поэтому ему требуются авторитетные каноны подтвержденные чудесами.


pozit­ivnos­t

Высказывания про религию. Наполеон первый считал, что религия - это важный предмет в женских школах. Она надежная гарантия для мужей и матерей. Школа должна научить девушку верить, а не думать. Оскар Уайлд считает, что религия - распространенный суррогат веры. Карл Маркс считал, что религия - опиум народа. Владимир Ленин считал, что религия - род духовной сивухи. Симона Вейль говорила, что Опиум народа - не религия, а революция. Сидрик Уитман здорово подметил что мифология - это то, во что верят взрослые, фольклор - то, что рассказывают детям, а религия - это мифология и фольклор одновременно. Роберт Ингерсол высказался, что ни один человек с чувством юмора не был основателем религии.


Аллл1

Очень хороший вопрос! И в нём современному человеку, человеку не только образованному, ищущему смысл жизни, но и человеку вообще, стоит разобраться. Мне думается, что в этом плане необходимо понимать три или даже 4 вещи:

духовность, душевность, материальность и религия. Не буду давать определения. Их уже дали.

Начнём с духовности. Объяснить это сложно, но и просто. В Библии есть такая логия(фраза):"станем есть и пить, ибо завтра умрём!" О чём это говорит? Это свидетельствует о душевности человека, т.е. о некоей "животной черте". Ни одно животное не нуждается в духовной пище, потому чтоживотное не создано по образу Божию. У душевных людей преобладает чувство потребления. Он в первую очередь думает об утолении голода, страсти, о безопасности. Остальное его "не колышет". Это хорошоизвестно всем. По этой животной чертемы и судим о духовной ступени, на которой стоиткаждый человек.

Ноиной породы духовный человек.Хорошо, еслив нём сросся с человеком образ Божий, вложенный в него Творцом. В таком человеке преобладаетмысль(дух) служить чему-то возвышенному. И это может быть человек совсем нерелигиозным. Но такой человек испытывает потребность иметь "веру", правильная она или неправильная. Такой человек хочет совершенствоваться, стремиться к лучшему. Вспомните Паскаля, который точно передал вот эту духовную природу: "Человек бесконечно превосходит человека".

Хочу напомнить, что Библия утверждает, что "Бог есть любовь", "Бог есть дух". Вот мы и подошли к главному: человек, способный к высокой, жертвенной любви - человек духовный. В нём есть способность к разделению добра и зла. Как это понять? В духовном человеке осуществляеся некое таинственное единение Высшего Начала с несовершенной человеческой волей. Духовный человек, как правило, свободен в своём выборе. Но в человеке, не вобравшем в себя любовь, может жить и другой дух. Дух зла. И тогда человек несвободен в своём выборе.

А вот здесь и отвечу на вопрос, чем отличается религиозность от духовности. Люди на протяжении цивилизации выработали определённые кодексы(правила, каноны) ещё в дохристианских религиях.

Человек,который выбрал для себя, особо не задумываясь, следование этим канонам, правилам и обрядам - можно сказать религиозный. Отсюда и разные религиозные определения: буддист, исламист, христианин: католик, православный, протестант.

Напоследок особо подчеркну: нельзя считать человека духовным, как бы ни были тонки его предпочтения в литературе, искусстве, книголюбии - это всё душевные качества.А они не могут считаться чем-то высшим в нем. Намного выше них стоят проявления человеческого духа.Светлого или тёмного. Т.е в духовном человеке всегда преобладает сила(дух), который влечёт его вверх, к небесному, к Законам любви, или вниз, к законам зла: насилию, убийствам, жадности, обладанию, крохоборству...

Духовные люди, способные к любви, постоянно ищут и ищут путей к совершенству. Ищут, находят, отбрасывают, отбирают, важное для их жизни.

Светильник тела есть дух, - так утверждает Библия. И это истинная правда. Мы понимаем человека,видим его намерения именно по его духовности: какого качества(цвета)) в нём дух!


Алекс­андр Самар­а

Вопрос получился немного про бузину и дядьку.

То есть про совсем разные понятия.

Вот что такое духовность?

Если сказать просто, то это наличие у человека высших моральных ценностей, которым он старается следовать в жизни.

И которые для него важнее собственной выгоды, удобства, иногда даже безопасности.

То есть это ценности, за которые он, упрощённо говоря, готов отдать жизнь.

Вот что такое духовность.

Теперь про религиозность - что это такое?

Да всего лишь приверженность, принадлежность к какой-либо конфессии.

Эта приверженность может быть духовная - когда человек имеет в душе те самые высшие моральные ценности, которые проповедует его религия.

Но далеко не всегда так.

Человек может быть религиозным и просто "за компанию", или потому что "так положено", или в силу заложенной с детства привычки.

Не особо-то и проникаясь религиозными идеями - не говоря уже о том, чтобы отдать жизнь за веру.

В этом смысле религиозность ничем не отличается от принадлежности к любому другому сообществу, хоть даже футбольных фанатов.

Среди них тоже есть те, кто за своего "Спартака" жизнь положат, но больше всего тех, кто ходит на стадион потусоваться, поорать и при случае набить кому-то морду.

Итак: чем же всё-таки отличаются духовность и религиозность?

Духовность предполагает работу души, её "внутренний огонь", ведущий человека по жизни.

Он бывает у людей из самых разных сообществ, как религиозных, так и профессиональных, спортивных, культурных, клубов по интересам и т.д.

А религиозность - это просто факт принадлежности к сообществу, что-то вроде "членского билета".

К наличию или отсутствию "внутреннего огня" этот билет ровно никакого отношения не имеет...

То есть духовность - это вопрос про душу. Это - в огороде бузина.

А религиозность - вопрос про "тусовку". Это - в Киеве дядька.


Listo­pad

Духовность это голос души. Человек который его услышал и может считать себя духовным. Есть конечно ещё люди душевные и они тоже слышат голос души, но отличаются от тех, кто духовно развит, тем что не знают об этом, а человек духовный знает и даже примерно может сказать когда, в каком возрасте, может даже в какой день и час, он понял это и осознал себя духовным. Такая духовность делает человека свободным по настоящему. Это как в известном анекдоте ему действительно все равно, что есть чёрную икру или чёрный хлеб) Это не значит конечно, что если есть чёрная икра, он будет есть чёрный хлеб. Просто если икры не станет, это не будет для него какой то катастрофой.

Что касается религиозности, которая тоже оперирует понятими души и духовности, то на мой взгляд религия ограничивает духовность и свободу человека, своими узкими рамками, особенно в различных бытовых и обрядовых мелочах: что носить, что одевать, какую можно бороду носить и какой она должна быть длины и прочее... То есть религия уделяет большее внимание не внутреннему миру человека, а внешнему. Иногда это доходит до абсурда...

Во всяком случае Джордано Бруно или Ян Гус, были более духовными личностями, чем духовенство, присутствовавшее на их казни.


Авено­ль

Труднее было бы ответить на вопрос: в чем разница: духовность и вера. А с религиозностью все ясно.

Приведем определение религиозности и духовности:

Из этих определений видно, религиозность - ограниченность рамками одной религии, вовлеченность в религиозную жизнь. Духовность - проявления духа не только в религии, но и в других аспектах жизни: искусство, культура, отношения между людьми. Понятия где-то схожие в теории, но на практике религиозный человек может не обладать развитой духовностью, а духовный - не быть верующим в рамках религии.


Инна Айрап­етова

Религия нацелена на духовность. Различия можно продемонстрировать с помощью цитаты Г.Х. Андерсена:

"Думающий атеист, живущий по совести, сам не понимает, насколько он близок к Богу. Потому что творит добро, не ожидая награды. В отличие от верующих лицемеров".

То есть, духовностью может обладать и атеист, и тот, кто верит в Бога. Что касается религиозности, то духовным может быть только по-настоящему верующий человек (а не тот, у кого на шее крестик, а в душе - нолик).


Яне витек

На мой взгляд ни какой разницы нет.Есть всеобщие духовные законы. Они названы законы сыновей Ноя.

По идее должны выполняться всем человечеством вне зависимости от принадлежности к какому -то учению.Другое дело принадлежа к определенной традиции религиозный человек может начать глубокое изучение этих законов, будет задавать вопросы своим духовным наставникам. Повторяется понять глубинную сущность этих законов.

Источник: www.bolshoyvopros.ru